
Чюрленис, выросший в Литве, принадлежал не только своей родине, но
был явлением мирового масштаба. Художник, музыкант, поэт и философ, он
нес в себе целую эпоху мировой культуры и был одним из первых, кто в
начале ХХ века показал путь Новой Красоты, пройдя через мучительный
поиск, выводящий на космические просторы иных миров. Он прошел по «тропе
святой» туда, где творчество космическое соприкасается с земным, где
человек-творец открывает дорогу к сотрудничеству с Высшим, становясь
теургом в полном смысле этого слова.

Его сразу поняли и приняли крупнейшие русские художники начала ХХ века.
«... Его фантазия, – писал М.В. Добужинский, – все то, что скрывалось
за его музыкальными «программами», умение заглянуть в бесконечность
пространства, в глубь веков делали Чюрлениса художником чрезвычайно
широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального
искусства». Его высоко оценили Рерих, Бакст, Бенуа и многие другие. И не
только художники. В 1929 году М. Горький в одной из своих бесед, в
которой были затронуты проблемы искусства, говорил: «А где же мечта?
Мечта где? Фантазия где – я спрашиваю? Почему у нас Чюрленисов нет?».
И эта фраза: «Почему у нас Чюрленисов нет?» – свидетельствовала и о
самом искусстве тех лет, куда не были допущены «Чюрленисы», и о самом
Горьком, хорошо понимавшем необходимость такого искусства.

Чюрленис поразил и лучших представителей мировой культурной элиты.
Художник напишет брату в 1905 году: «Последний цикл не окончен. У меня
есть замысел рисовать его всю жизнь. Конечно, все зависит от того,
сколько новых мыслей будет у меня появляться. Это – сотворение мира,
только не нашего, по Библии, а какого-то другого фантастического. Я
хотел бы создать цикл хотя бы из 100 картин. Не знаю – сделаю ли».

Микалоюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года в семье
деревенского органиста, это событие произошло в поле, во время жатвы. В
раннем возрасте отец обучил его игре на органе, и он играл в церкви уже с
шести лет. У мальчика был прекрасный слух и неординарные музыкальные
способности. Он явно выделялся среди девяти братьев и сестер. Не по
годам задумчивый, он предпочитал занятия музыкой и чтение играм со
сверстниками. Он рано пристрастился к произведениям Достоевского, Гюго,
Гофмана, Э. По, Ибсена. Его привлекали таинственные глубины человеческой
души и загадочные явления, связанные с ней.













































