Экспрессионизм

 
Термин «экспрессионизм» произошел от латинского слова «expressio» - выражение и хотя в живописи есть определенная школа, которую мы сейчас называем экспрессионистической, само явление охватило в начале ХХ века литературу, театр, все сферы художественной жизни. И даже более того, его можно назвать, по словам Ивана Голля, скорее состоянием духа, которое распространилось, как эпидемия, на все виды интеллектуальной деятельности : поэзию, прозу, музыку, живопись театр и науку.

Впервые к произведениям изобразительного искусства, хотя и не совеем точно, этот термин применил философ Вильгельм Воррингер. В статье журнала «Штурм», опубликованной в 1911 году синтетистами и экспрессионистами он назвал французских художников Сезанна, Ван-Гога, Матисса. Хотя, художественный язык экспрессионизма больше соответствует стилю объединений художников дрезденской группы «Мост» и мюнхенского общества «Синий всадник». В 1912 году состоялась выставка художников группы «Синий всадник» в галерее Герварта Вальдена, в выпущенном по этому случаю каталоге термин «экспрессионизм» был использован в том значении, в каком мы используем его и сейчас. Затем художников группы «Мост» также стали называть экспрессионистами. Немного позже термин «экспрессионизм» стали применять довольно широко, называя так явления искусства, где изображение действительности деформируется для достижения выразительности при передаче внутреннего духовного мира художника, его взгляда на окружающий мир.

Но это – история появления термина, а какие же процессы в духовной и интеллектуальной жизни общества вызвали появление этого удивительно выразительного но, скажем прямо, не самого оптимистичного стиля в искусстве?

Начало ХХ века – удивительный период в истории человечества, новые открытия в науке меняли мировоззрение людей, бурный рост промышленности влиял на образ жизни. Западная цивилизация переживала перемены, а наиболее чувствительная часть представителей её жили в ожидании еще более серьезных изменений, возможно, трагических. Грядущая первая мировая война подтвердила их предчувствия. Поэт Георг Тракль, потрясенный жестокостями войны, принял смертельную дозу кокаина, один из основателей группы «Синий всадник» Франц Марк погиб на поле сражения, Вильгельм Лембрук совершил самоубийство, не выдержав действительности военного времени. Людям с тонким внутренним миром, художественного склада и обостренным ощущением действительности сложно было пережить это время. Но, благодаря именно этим их чертам, мы можем так же, как Эгон Шилле ощутить холодный свет осеннего солнца («Осеннее солнце», 1911 год). Или, как Нольде погрузиться в таинственный мир ночного города, который пусть и в своей немного грубоватой манере, но так выразительно он изобразил («В ночном кафе», 1911; «За столом с вином», 1911). Хотя, можно так вместе с Эдвардом Мунком очутиться и в пучине отчаянья («Крик», 1893). Многие художники-экспрессионисты не стеснялись изображать самые уродливые и страшные стороны жизни, с тем, чтобы благополучная часть общества не забывала о них.

Нотка неприятия индустриальной цивилизации, ощущения отчуждения и одиночества человека в современном мире присутствуют у многих художников-экспрессионистов. Например, картине Макса Бекмана «Железный мостик» маленькая лошадка, впряженная в повозку, направляется к железной громадине моста, за которым дымит трубами большой, безлюдный и холодный город. Экспрессионисты полагали, что подлинную реальность можно изобразить, только опираясь на свое субъективное восприятие мира. Творческое кредо экспрессионистов четко сформулировал Казимир Эдшмид. Он писал, что можно и не сомневаться в том, внешняя реальность не подлинна. Смысл явления или предмета необходимо искать вне его внешней видимости. Реальность создается самим человеком. Художники-экспрессионисты не могут довольствоваться регистрацией факта и его отражением на полотне. Нужно дать чистое, неискаженное восприятие мира, а оно заключено во внутреннем мире самого художника. Экспрессионизм можно назвать искусством, придающем форму глубинному опыту внутреннего мира.

Наиболее ярко экспрессионизм проявил себя в Германии и именно там этот художественный стиль получил особенно сокрушительный удар. В 1933 году пришедшая к власти фашистская партия объявила это искусство дегенеративным. Впрочем, такое неприятие со стороны самого страшного режима, скорее – комплимент.

Обостренное ощущение действительности, субъективизм в восприятии мира, эксперименты с формами и цветом не менее характерны и для художников последующего времени. Как особенности мировосприятия экспрессионистов, так и их художественный язык актуальны сейчас, может быть, даже в большей степени, чем в начале ХХ века. Вот только удастся ли художникам этого стиля разбудить спящее в своем самодовольстве человечество, так и остается большим вопросом.



Нольде "За столом с вином"

Отто Дикс "Продавец спичек"

Отто Дикс "Большой город"

Макс Бэкман "Железный мостик"

Эрнст Людвиг Кирхнер «Художники группы «Мост». Слева направо: Отто Мюллер, Эрнст Кирхнер, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуфф.


09.12.2011



Просмотреть все материалы








Проведите выходные в "Солнечном" - "Всё включено" в Подмосковье!
1