Футуризм

 
Динамичный и эпатажный, устремленный в будущую техническую эпоху арт-стиль «футуризм» наиболее ярко и полно воплотили в своем творчестве итальянские и российские поэты и художники начала ХХ века.

Футуризм – художественное направление певцов новой индустриальной эры. Увлеченные грядущим расцветом техники и науки они так и назвали свое направление futurum - будущее. Правда, в своей чрезмерно оптимистичной вере в машины и техническую цивилизацию, адепты футуризма призывали «скинуть с парохода современности» все достижения искусства прошлого, но что же они предлагали взамен?

В «Манифесте футуристической живописи», опубликованном в апреле 1910 года, художники Дж. Северини, К.Карра, У.Боччони, Л.Руссоло и Балла сформулировали свои творческие идеи. «Прежде всего - заявили художники-футуристы – нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты». Но формулировать творческие идеи – это одно, а суметь их воплотить их в своей живописи – несколько иное. У многих футуристов сюжеты, вопреки требованиям их идеолога, поэта Маринетти, были вполне традиционными. Любимыми темами у Дж. Северини были живописные парки, танцовщицы, кафе, рестораны, кстати, импрессионисты тоже предпочитали такие же темы. Но у футуристов была своя композиционная трактовка и свои изобразительные формы. Основной целью для них была передача пластическими средствами ритма, темпа и стремительности движения. Именно оно было для футуристов главным признаком современности и столь долгожданного для них технотронного будущего.

Что может быть традиционнее, чем изображение дамы, ведущей собачку? Или бегущей девушки? Футуристы давали этим сюжетам динамическую трактовку, например, как писали они в своем манифесте: «У бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать четыре и движения их треугольны». Этому тезису буквально следует Балла: он изображает многоногую бегущую девушку, собаку с множеством хвостов, многорукого музыканта или многокрылую бабочку. Художник разлагает процесс движения на большое количество составляющих его моментов. Балла фиксирует каждый нюанс движения как постоянную и самостоятельную величину. Получается движение, с тщательным старанием разложенное на составные части, но непосредственного ощущения движения, которого так добивались футуристы, все равно не возникает. Такой прием называется принципом симультанности и широко используется в анимации. Композиционной основой картин футуристов была так называемая «линия силы» по которой предметы словно бы проникают друг в друга.

Интересна была даже сама методика построения композиции у итальянских художников-футуристов: сначала делался вполне реалистический набросок будущей картины, затем этот рисунок изменяли, часто используя технику дивизионизма или пуантилизма. Целью этого этапа работы над картиной было создание ощущения впечатления, схваченного мгновения стремительно мчащейся жизни. И только затем, в соответствии с принципом «динамизма» изображение разлагалось на составляющие его части. Начинали с реализма, а заканчивали абстракционизмом.

Интересно отметить, что поэтизация машин, урбанизации и технической цивилизации художниками и поэтами – футуристами происходила в странах, во-первых, отнюдь не самых промышленных, во-вторых – с глубочайшими корнями своей древней и самобытной культуры. Какой контраст с экспрессионизмом, в котором даже название группы «Мост» обозначало связь современного искусства с традициями прошлого. Футуристы агрессивно отрицали ценность своего культурного наследия.

Идеолог итальянского футуризма – поэт Филиппо Маринетти утверждал, что не может быть шедевров без агрессивности. С одной стороны Маринетти и его сторонники воспевали образ человека-робота, человека-винтика огромной индустриальной машины, с другой – ницшеанский идеал сильной личности. Правда, себя этот вождь итальянского футуризма винтиком отнюдь не считал, он хотел оставаться личностью, причем личностью особенной, незаурядной. Стоит ли удивляться, что певец войн и революций, омолаживающей силы социальных взрывов, обновления «дряхлеющей цивилизации» Маринетти стал сторонником итальянских фашистов.

Не миновало увлечение механическим искусством и художников Северини, Балла, Боччони. В их картинах тоже были некие механические существа, которые были так похожи на роботов. Правда, само слово «робот» возникло гораздо позже. А в 1913 году даже был создан «Манифест механического искусства».

Можно сомневаться в идеалах футуристов, но создатели этого направления – люди, бесспорно, незаурядные и талантливые. В России – создатели объединения «Гилея» братья Бурлюки, художники Александра Экстер, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Наталья Гончарова отдали дань увлечению этим стилем. Футуризм дал нам замечательных поэтов: Велимира Хлебникова, Бориса Пастернака, Владимира Маяковского.



Умберто Боччони "Улица входит в дом. 1911"

Джакомо Балла "Скорость мотоцикла.1913"

Джино Северини "Абстрактная скорость и шум. 1913-1914 года"

Джино Северини "Танец пан-пан в Монако. 1911 год"

Давид Бурлюк "Головы"


09.12.2011



Просмотреть все материалы








Проведите выходные в "Солнечном" - "Всё включено" в Подмосковье! ::: http://lb-total.ru/ Ремонт холодильников либхер встраиваемый холодильник. ::: Мы расскажем, как выбрать духовой шкаф электрический
1