Орфизм

 
В недрах кубизма в 1912- 1913 годах сформировалось оппозиционное течение, которое благодаря поэту Гийому Аполлинеру, получило название «орфизм». Создателей его – художников Роббера Делоне и его жену Соню Терк-Делоне увлекала работа с абстрактным цветовым ритмом.

Хотя Супруги Делоне и использовали в построении пространства картины принципы кубизма, они создали свой художественный язык, в котором приоритетное значение приобретал цвет. Живописные концентрические «солнечные круги», составлявшие основу многих их композиций, были очень динамичны, а тонкости созвучий цвета, буквально пульсирующего в их картинах, казалось, издают звуковые вибрации. Делоне в своих картинах, как и кубисты, дробит формы на грани, состоящие из треугольников, трапеций и других геометрических фигур. Как и футуристы разрушает форму предметов. Цвет у него наполнен символическим значением, что сближает орфизм с экспрессионизмом. Этот музыкальный ритм цвета и формы и дал основание для названия течения. «Орфизмом» Аполлинер назвал новое течение в живописи по аналогии с именем древнегреческого певца Орфея, голосу которого подчинялись даже силы природы. Цвет у Делоне приобретает и композиционное назначение. Как и многие художники-модернисты – Роббер и Соня Делоне занимались изучением проблем оптического восприятия, их поиски натолкнули художников на идею создания живописных композиций в основе которых – кругообразные поверхности и плоскости. Они словно создавали разноцветную бурю, наполняя динамикой все пространство картины. Такой интенсивный цветовой ритм вызывал эмоциональный отклик у зрителей. «Орфизм» активизировал формирование беспредметных цветовых поисков в дальнейшем развитии европейской живописи.

Одним из первых произведений орфизма были композиции, напоминавшие цветные диски, яркие цветовые переходы этих концентрических кругов придавали всей композиции необычайную энергию. Для художников эти пульсирующие концентрические круги были символами космической энергии.

Сам Роббер Делоне говорил о своих картинах «Это синтез всего того, что присуще эпохе разрушения. Пророческое видение. Видение катастрофического проникновения, предрассудки, неврастения.. Космические потрясения, желание очищения… Ничего ни горизонтального, ни вертикального. Свет все деформирует, все разбивает… Европа рушится…»

Симультанизм – прием, который использовали и художники -орфисты. Кстати, с футуристами их сближало и восхищение достижениями техники. Вспомним работу Роббера Делоне «В честь Блерио». А этой картине среди абстрактных форм есть и вполне реальные элементы: высоко в небе над Эйфелевой башней летит самолет летчика Блерио впервые совершившего перелет через Ла-Манш. Тающее пространство за Эйфелевой башней говорит о небывалом по тем временам расстоянии, которое беспосадочно перекрыл героический пилот. Для такого перелета нужны была фантастическая энергия, которую художник передает с помощью расходящихся разноцветных кругов, на которых как лопающиеся мыльные пузыри, цветные пятна создают вибрирующую массу, «взбиваемую» пропеллером.

Соня Терк- Делоне – удивительно многогранная художница с яркой творческой индивидуальностью. Она создала свою концепцию синтетической «синхронной» живописи, которую Терк-Делоне соотносила с музыкой. Она стремилась к раскрепощению цветовой экспрессии. Кажется, что художникам – орфистам хотелось бы вернуться к первобытному синкретизму в восприятии мира. К такому мировосприятию, когда аналитическая составляющая мышления людей была еще не так сильна, и мир звучал красками, а человек все ощущения воспринимал как единую мощную полифонию прекрасного мира. Впрочем, как ощущал мир первобытный человек, нам все равно не известно. Но то, что художники модернисты, отталкивая наследие европейской живописи, обращали особое внимание на искусство народов Африки, Полинезии, Японии и там искали новые идеи – это факт. Но вернемся к творчеству Сони Делоне. Особую популярность художнице принесла её работа в театре. Они делала эскизы костюмов и декораций для дягилевских сезонов в Париже. Особенно удачными считались её эскизы костюмов и декораций к балету «Клеопатра». В живописи Соня Делоне продолжает исследование мужа, анализируя цветовые переходы, их влияние на восприятие картины, и идет дальше по пути синтезирования пространства с помощью цвета, яркий пример её творческих поисков – картина «Электрические призмы». Эти эксперименты найдут продолжение в работах художников геометрической абстракции. Кроме супругов Делоне к орфизму какое-то время примыкали художники Франтишек Купка, Франсис Пикабиа, Владимир Баранов-Россине, Фернан Леже, Морган Рассел. Как художественное объединение орфизм просуществовал недолго и каждый из этих талантливых художников далее нашел свой собственный путь.



Робер Делоне "В честь Блерио"

Робер Делоне "Одновременно открытые окна"

Робер Делоне "Радость жизни"

Соня Делоне "Костюм Клеопатры"

Соня Делоне "Электрические призмы"


12.12.2011



Просмотреть все материалы








Проведите выходные в "Солнечном" - "Всё включено" в Подмосковье! ::: Отель "Роза Ветров", Сочи ::: Новый инновационный духовой кухонный шкаф по уникальной цене!
1